|
|
Пояснительная записка
к выпускным экзаменам по информатике в 1997/98 учебного года |
В настоящее время школьный курс информатики осваивается с ориентацией
на государственный образовательный проект стандарта, с учетом количества
выделенных часов, наличия (или возможности использования) технической базы
и программного обеспечения, учебно-методического комплекса по предмету,
реализуемой структуры освоения в школе информационных технологий,
педагогического опыта учителя. Учитывая множество условий при освоении
курса школьной информатики, учащиеся приобретают различные уровни
обученности и навыков, что в свою очередь обуславливает необходимый
уровень требований на экзаменах.
Итоговая аттестация выпускников 10-11 классов общеобразовательных
учреждений по информатике проводится в форме устных или письменных
экзаменов.
- Экзамен по билетам. Выпускник отвечает на вопросы экзаменационного
билета, выполняет практические задания, решает задачи, демонстрирует
работу программ, навыки работы на ЭВМ с инструментальным и учебным
программным обеспечением, (на подготовку по билету дается 40 мин. ђ
1 час.)
- Собеседование. Выпускник по предложению аттестационной комиссии
без подготовки дает развернутый ответ по одной из ключевых тем курса
ОИВТ или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в
соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить
с выпускниками, имеющими глубокие знания по информатике, проявляющими
интерес к научным исследованиям в области информатики и обладающими
хорошими аналитическими способностями.
- Защита реферата. Предполагает предварительный выбор выпускником
интересующей его темы, глубокое изучение проблемы, изложение выводов в
форме реферата. Тема выбирается с учетом рекомендаций учителя. Не позднее
чем за неделю до экзамена реферат предоставляется выпускником на рецензию
учителю или другому специалисту предметной области, затрагиваемой в
реферате. На экзамене аттестационная комиссия знакомится с рецензией
на представленную работу и выставляет выпускнику оценку после защиты
реферата.
- Письменный экзамен. Предполагает письменные ответы на вопросы
теоретического характера, решения задач, составления программ, блок-схем,
описание алгоритмов, задания специально подобранные для данного вида
экзамена, (на подготовку отводится не более трех часов).
Предлагаемый перечень вопросов, (см. приложение рекомендаций) их
структура и содержание может использоваться учителем в соответствии
со своей программой обучения информатике для вариативного построения
экзаменационных билетов с учетом специфики КУВТа (IBM, УКНЦ, Макинтош,
Корвет, БК-0010 и другие типы). В содержание могут вноситься изменения,
дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающий профиль
учебного заведения, а также можно разработать собственные вопросы в
соответствии с основными компонентами содержания школьного образования
по информатике (Журнал ИНФО N 4, 1995г.).
При подготовке к ответу на экзамене учащиеся могут пользоваться
технической документацией по программным средствам.
В классах с углубленным изучением информатики целесообразно
заранее (за 2-3 месяца) определять соответствующую тематику
рефератов, заданий, собеседований и содержание вопросов к билетам.
Предлагаемый перечень вопросов для экзаменов составлен методистами
РЦ ИТО Карельского ИПК и имеет рекомендательный характер,
рассчитан на обучение информатике в машинном варианте по
учебникам А.Г.Гейн и др.; А.Г.Кушниренко и др.; В.А.Каймин
и др.; с программной поддержкой для соответствующих КУВТов:
Альтернатива-2, IBM на УКНЦ, Информатика-90, Бейсик, Паскаль,
ЛогоМиры, КуМир, КидПикс, Кларис и другие.
К экзамену рекомендуется заготовить варианты практических заданий
к некоторым билетам на дискете.
Предлагаемые вопросы для экзаменационных билетов должны отражать
основные компоненты школьного образования по информатике в ее
теоретическом ядре:
- Информационные процессы, представление информации:
- получение, передача, преобразование, хранение и использование
информации в деятельности человека, живой природе, технике;
- количественная оценка информации, единицы количества информации;
- язык как способ представления информации, двоичная форма
представления информации, ее особенности и преимущества;
- принципы представления данных и команд в компьютере.
- Алгоритмы и программирование:
- алгоритмы, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, возможность
автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
- величина: имя и значение, типы величин, основные структуры данных;
- основные алгоритмические конструкции и их использование для
построения алгоритмов, библиотека алгоритмов;
- учебный алгоритмический язык (или язык программирования).
- Компьютер и программное обеспечение:
- функциональная организация ЭВМ, общие принципы работы основных
устройств компьютера;
- принцип автоматического исполнения программ в ЭВМ;
- назначение основных видов программного обеспечения ЭВМ (базовое
программное обеспечение, трансляторы, языки программирования,
инструментальные средства, прикладное программное обеспечение).
- Основы формализации и программирования:
- основные принципы формализации;
- построение и использование компьютерных моделей.
- Информационные технологии:
- этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение
модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
- использование текстового и графического редакторов, баз данных,
электронных таблиц;
- телекоммуникации, телекоммуникационные сети различного типа
(локальные, региональные, глобальные), их назначение и возможности,
электронная почта, телеконференции;
- мультимедиа технологии.
В состав рекомендаций включены:
- Список рекомендуемых тем по информатике.
- Вопросы к экзаменам.
- Экзаменационные билеты (с примерными вариантами ответов).